Мировой рынок автомобильной техники

Мировые продажи электромобилей выросли в 2020 году на 41%

Ю.И. Кравцов, советник Ассоциации «ОАР»

Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IEA) опубликовало доклад «Глобальная перспектива электромобилей 2021», согласно которому, несмотря на обусловленный пандемией спад мировых продаж легковых автомобилей на 16%, регистрации новых электромобилей увеличились в 2020 году на 41%.

В докладе говорится, что в 2020 году по всему миру было продано около 3 миллионов новых легковых электромобилей (что составило 4,6% общего объема продаж), при этом впервые Европа превзошла Китай в качестве крупнейшего в мире рынка электромобилей. Регистрации электромобилей в Европе увеличились более чем вдвое до 1,4 миллиона, а в Китае – на 9% до 1,2 миллиона машин. Всего, по оценке IEA, после десятилетия быстрого роста парка электротранспорта, в конце 2020 года на дорогах мира эксплуатировалось более10 миллионов легковых электромобилей и около 1 миллиона грузовых электромобилей и электробусов.

Доклад содержит оптимистичный прогноз трендов на краткосрочную перспективу. В первом квартале 2021 года мировые продажи легковых электромобилей выросли на 140% по сравнению с тем же периодом 2020 года. Драйверами роста были продажи в Китае (около 500 000 машин) и в Европе (около 450 000). Продажи в США также более чем удвоились, хотя и по сравнению с намного более низкой базой первого квартала 2020 года.

По заключению доклада, активизация продаж электромобилей в ходе пандемии была обусловлена тремя главными факторами. Во-первых – поддержкой со стороны регуляторной структуры в виде стандартов по выбросам СО2 и мандатов для автомобилей «нулевой эмиссии». Во-вторых, – дополнительными стимулами, введенными в ряде стран для защиты продажи электромобилей от экономических спадов. В-третьих – расширяющимся выбором предлагаемых на продажу электромобилей (40-процентный годовой рост числа моделей) вкупе со снижением стоимости тяговых батарей.

В докладе делается вывод, что действующие сегодня в мире стратегии предопределяют уверенный рост использования электромобилей в нынешнем десятилетии. По так называемому «сценарию заявленных стратегий» парк электромобилей всех типов (легковых, легких коммерческих, грузовых и автобусов, исключая двух- и трехколесные транспортные средства) достигнет в 2030 году 145 млн. ед., что составит 7% дорожно-транспортного парка. Однако, рынки электромобилей могут значительно расшириться, если правительства активизируют усилия для достижения целевых показателей по климату и энергетике. Так, по «сценарию устойчивого развития» мировой парк электромобилей достигнет в 2030 году 230 млн. машин, или 12% всего парка. Численность мирового парка электромобилей может вырасти еще больше, если правительства объединятся для достижения амбициозной цели – достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году.

Исполнительный директор IEA Фатих Бирол заявил: «Хотя электромобили и не могут справиться с этой задачей в одиночку, они играют незаменимую роль в достижении нетто-нулевых выбросов во всем мире. Текущие тренды продаж очень обнадеживают, но наши общие цели в области климата и энергетики требуют еще более быстрого подъема рынка. Правительствам предстоит теперь провести фундаментальную работу для ускоренного внедрения электромобилей, используя пакеты экономического оздоровления для инвестирования в производство аккумуляторных батарей и в развитие широко развернутой и надежной зарядной инфраструктуры».

 Потребительские расходы на электромобили в мире увеличились в 2020 году еще на 50% и достигли 120 млрд. долларов США. В то же время меры государственной поддержки были на уровне 14 млрд. долларов (с ростом на 25% к 2019 году), однако они сокращались пятый год подряд как процентная доля от общих расходов на электромобили. И хотя государственные субсидии всё еще являются важным фактором для стимулирования покупок электромобилей, становится бесспорной роль растущей привлекательности электромобилей для потребителя в условиях расширяющегося выбора моделей.

По наблюдению IEA, из 20 крупнейших автопроизводителей, на долю которых пришлось около 90% регистраций новых легковых автомобилей в 2020 году, 18 компаний объявили планы расширения их модельного портфолио и ускоренного наращивания производства легковых и легких коммерческих электромобилей. В 2020 году автопроизводители предложили рынку 370 моделей легковых электромобилей, с ростом на 40% в годовом исчислении.

В докладе отмечается, что в ответ на кризис COVID-19 правительства помогли защитить сектор электромобилей от спада в 2020 году, расширив действующую политику и налоговую поддержку и дополнив их мерами стимулирования. Страны-лидеры в области электрификации автомобильного транспорта также способствовали повышению конкурентоспособности электромобилей путем повышения требований в стандартах по топливной экономичности и выбросам, а также удвоили свою поддержку разработки аккумуляторных технологий и развертывания инфраструктуры зарядных станций.

В докладе подчеркивается, что сдвиг сектора дорожного транспорта в сторону электромобилей выходит далеко за пределы легкового автотранспорта. Самый электрифицированный вид дорожного транспорта сегодня – это двух- и трехколесные транспортные средства, такие как мотоциклы и мопеды, проданные в количестве более 25 миллионов единиц, по большей части в Азии. Городские автобусы также быстро электрифицируются. А тяжелые грузовики представляют собой сегмент, в котором предложение электрических моделей и их продажи только недавно начали усиленно расти в результате улучшения характеристик тяговых батарей и увеличения запаса хода.

Электромобили играют ключевую роль в сокращении выбросов. Их непосредственный вклад в сокращение выбросов по принципу well-to-wheel  («от скважины к колесу»), уже очевидный сегодня, будет расти вместе с темпами декарбонизации выработки электроэнергии. В 2030 году согласно «сценарию заявленных стратегий» мировой парк электромобилей сократит выбросы парниковых газов более чем на треть по сравнению с аналогичным парком автомобилей с ДВС, а в «сценарии устойчивого развития» этот уровень повышается до двух третей. Это подчеркивает необходимость обеспечения законодателями целостного перехода к чистой энергетике во всех секторах экономики, чтобы исключить подрыв прогресса в одной области недоработками в другой.

 

 

Продажи LCV в Европе остаются пока вне электромобильного тренда

Ю.И. Кравцов, советник Ассоциации «ОАР»

Анализ приведенных на сайте ОАР статистических данных ассоциации АСЕА по европейским продажам автомобилей в распределении по видам топлива и энергетических установок в 2020 году показывает, что легкие коммерческие автомобили (LCV, иначе называемые «фургонами» - van) остаются в стороне от тенденции активного перехода к электрической мобильности.

Продажи полностью батарейных и плагин-гибридных легковых электромобилей в Европейском Союзе почти утроились в прошлом году до более чем 1 миллиона машин, составив больше 10% всех продаж, чему способствовали жесткие целевые показатели выбросов СО2 и государственные субсидии. В то же время продажи электрических LCV застряли на уровне около 2% рынка.

Как следует из заключения группы по проведению кампании «Транспорт и окружающая среда» (Transport and Environment, T&E), действующие в Евросоюзе целевые показатели по СО2 являются настолько слабыми, что большинство производителей могут выполнить их, не продав ни одного фургона с нулевыми выбросами. Группа T&E заявляет, что Европейскому Союзу необходимо коренным образом ужесточить слабые показатели СО2 для LCV с тем, чтобы ускорить переход на электрические модели и поэтапно полностью прекратить продажи фургонов на ископаемом топливе с достижением 100-процентного показателя сокращения выбросов СО2 к 2035 году. Соответственно, текущий целевой показатель сокращения выбросов СО2 на 31% к 2030 году предлагается приблизить на 2027 год, а на 2030 год установить гораздо более амбициозный показатель сокращения выбросов СО2 не менее чем на 60%.

Группа T&E также считает, что Европейский Союз должен препятствовать производству плагин-гибридных LCV. Подобные T&E инициативные группы предпринимают действия, направленные на поэтапное прекращение, в течение ближайших лет, выпуска плагин-гибридных легковых электромобилей, мотивируя это тем, что владельцы не заряжают их должным образом и слишком полагаются на ДВС.

Плагин-гибридные LCV разработаны весьма немногочисленными производителями, но компания Ford Motor сообщила в марте, что следующее поколение фургона Transit будет включать в себя плагин-гибридную версию.

Fiat недавно запустил в производство модель E-Ducato, полностью электрическую версию коммерческого фургона Ducato. Менее 3 тысяч электромобилей E-Ducato было продано в Европе в 2020 году, однако компания ожидает огромного всплеска продаж в текущем году. По словам Эрика Лафоржа, главы подразделения Fiat Professional LCV для Европы, через 5 лет до 25% продаваемых в Европе LCV могут быть чисто батарейными электромобилями, а через 10 лет их доля может достичь 80%.

Дизельные автомобили продолжали доминировать в европейских продажах LCV в 2020 году с рыночной долей 93%

 Европейская ассоциация  автопроизводителей (АСЕА), наряду с традиционным подведением годовых итогов продаж новых легковых автомобилей в распределении по видам топлива или энергетических установок в странах Европейского Союза, Европейской ассоциации свободной торговли и Великобритании, впервые опубликовала аналогичные данные по европейскому рынку легких коммерческих автомобилей (LCV) или, по принятой в АСЕА терминологии, «фургонов» (van).

 Всего за 12 месяцев 2020 года в странах Евросоюза, ЕАСТ и Великобритании (далее – в Европе) было продано 1 793 739 новых LCV, со снижением продаж по отношению к 2019 году на 18,1%.  Из этого количества – 1 723 569 автомобилей, работающих на традиционных видах нефтяного топлива, в том числе 1 669 360 ед. на дизтопливе и 54 209 ед. на бензине. Продажи LCV,  использующих альтернативные источники энергии (APV), составили  70 170 ед.

Показательно, что если доля дизельных машин на рынке легковых автомобилей Европы в 2020 году составила 28%, то доля дизелей в продажах легких коммерческих автомобилей в том же году составила 93,1%. Несмотря на то, что пандемия коронавируса снизила общие показатели европейского автомобильного рынка, продажи LCV с зарядкой от электросети и гибридных LCV увеличились в прошедшем году. Заряжаемые электромобили (ECV) составили 2,1% общего объема продаж LCV в регионе (против 1,3% в 2019 году), а на долю гибридных электромобилей (HEV) пришлось 0,7% европейского рынка LCV (по сравнению с 0,3% годом ранее).

 Дизельные и бензиновые LCV

 В 2020 году количество дизельных LCV, проданных во всем европейском регионе, сократилось на 17,8% до 1,7 млн. ед., при этом спад был отмечен на всех без исключения рынках региона. Несмотря на падение объема продаж, рыночная доля LCV, работающих на дизельном топливе, увеличилась с 91,7% в 2019 году до 93,1% в 2020 году.

 Всеобщее снижение регистраций LCV под воздействием COVID-19 наиболее сильно сказалось на автомобилях с бензиновыми двигателями. Действительно, за 2020 год по всему региону было зарегистрировано 54 209 бензиновых LCV, почти вдвое меньше, чем продано в 2019 году. За исключением Латвии, на всех европейских рынках в 2020 году отмечено снижение продаж бензиновых LCV, в том числе на четырех главных рынках (Франции, Германии, Италии, Испании). В итоге, доля бензиновых автомобилей на рынке LCV Европы сжалась с 5,1% в 2019 году до 3,0% в прошлом году.

 LCV с альтернативными источниками энергии

 Всего в 2020 году спрос на новые заряжаемые электромобили LCV (чисто батарейные и плагин-гибриды) вырос на 30,8% и достиг 37 282 ед., или 2,1% от общего количества регистраций LCV в европейском регионе. Ведущими рынками по объемам продаж в этом сегменте были Франция (9 209 ед.) и Германия (8 830 ед.), на которые совокупно пришлось более 60% всех электрических LCV, проданных в прошлом году в Европейском Союзе.

 Регистрации новых гибридных LCV в Европе подскочили в 2020 году на 174,9% до 13 393 ед. Такой трехкратный рост (по сравнению с 4 872 ед., проданными в 2019 году) отчасти является результатом низкой сравнительной базы. По существу, гибриды (HEV) всё еще не достигают даже одного процента общего объема продаж LCV в регионе и являются самым немногочисленным видом автомобилей с альтернативными источниками энергии (APV).

 Спрос на LCV, работающие с использованием альтернативных видов топлива (природного газа, сжиженного углеводородного газа, биотоплива, этанола) снизился в 2020 году на 29,3% до 19 495 ед. в результате резкого падения обоих главных рынков сбыта этой продукции – Италии (на 28,7%) и Испании (на 53,2%). Соответственно, доля продаж автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ и СУГ, сократилась на европейском рынке LCV с 1,6% в 2019 году до 1,1% в 2020 году.

 Подробные данные продаж легких коммерческих автомобилей по видам топлива и альтернативным источникам энергии в каждой из 28 стран Европы (кроме Болгарии, Литвы и Мальты) приведены в 5 прилагаемых таблицах.

 Источник: АСЕА

Обработка материала: Ю. Кравцов (ОАР)

 

 

ЗАРЯЖАЕМЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

ELECTRIC CHARGEABLE VEHICLES (ECV)

Регистрации новых легких коммерческих автомобилей (LCV)1 по странам Европы (EU+EFTA+UK) 

Заряжаемые электромобили (ECV) = чисто батарейные электромобили (BEV) + электромобили на топливных элементах (FCEV) + плагин-гибридные электромобили (PHEV) + электромобили с увеличением запаса хода за счет вспомогательного ДВС (EREV)

                                                                                                                                         (единиц)

 

 

2020

2019

% изменения   2020 к 2019

Доля рынка LCV в 2020 г.

Австрия

739

502

47,2

1,8%

Бельгия

446

399

11,8

0,6%

Хорватия

26

36

-27,8

0,4%

Кипр

0

2

-100,0

0,0%

Чешская Республика

44

33

33,3

0,3%

Дания

624

267

133,7

2,0%

Эстония

27

6

350,0

0,4%

Финляндия

168

60

180,0

1,3%

Франция

9 209

8 087

13,9

2,3%

Германия

8 830

6 704

31,7

3,3%

Греция

14

11

27,3

0,2%

Венгрия

132

75

76,0

0,6%

Ирландия

744

332

124,1

3,4%

Италия

1 199

1 049

14,3

0,8%

Латвия

16

2

700,0

0,7%

Люксембург

62

85

-27,1

1,4%

Нидерланды

1 706

1 276

33,7

2.8%

Польша

215

130

65,4

0,4%

Португалия

261

213

22,5

0,9%

Румыния

77

53

45,3

0,6%

Словакия

32

23

39,1

0,5%

Словения

25

0

-

0,3%

Испания

2 029

1 935

4,9

1,3%

Швеция

1 972

1 388

42,1

6,4%

Европейский Союз (ЕU)

28 597

22 668

26,2

2,0%

Исландия

49

48

2,1

4,9%

Норвегия

2 592

2 011

28,9

8,1%

Швейцария

778

581

33,9

2,7%

ЕАСТ (ЕFTA)

3 419

2 640

29,5

5,5%

Великобритания  (UK)

5 266

3 204

64,4

1,8%

ИТОГО (ЕU + ЕFTA + UK)

37 282

28 512

30.8

2,1%

  

1 включая грузовые автомобили полной массой до 3,5 т и микроавтобусы

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

ГИБРИДНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

(обычные гибриды без внешней подзарядки)

HYBRID ELECTRIC VEHICLES (HEV)

Регистрации новых легких коммерческих автомобилей (LCV)1 по странам Европы (EU+EFTA+UK) 

 

                                                                                                                                         (единиц)

 

 

2020

2019

% изменения   2020 к 2019

Доля рынка LCV в 2020 г.

Австрия

34

2

1 600,0

0,1%

Бельгия

50

46

8,7

0,1%

Хорватия

3

0

-

0,0%

Кипр

0

2

-100,0

0,0%

Чешская Республика

3

3

0,0

0,0%

Дания

397

451

-12,0

1,3%

Эстония

2

0

-

0,0%

Финляндия

122

16

662,5

0,9%

Франция

2 454

1 862

31,8

0,6%

Германия

952

312

205,1

0,4%

Греция

24

2

1 100,0

0,3%

Венгрия

23

7

228,6

0,1%

Ирландия

29

1

2 800,0

0,1%

Италия

5 227

1 329

293,3

3,3%

Латвия

0

0

-

0,0%

Люксембург

2

2

0.0

0,0%

Нидерланды

118

1

11 700,0

0,2%

Польша

6

1

500,0

0,0%

Португалия

9

4

125,0

0,0%

Румыния

32

8

300,0

0,2%

Словакия

1

0

-

0,0%

Словения

12

16

-25,0

0,1%

Испания

3 110

552

463,4

2,0%

Швеция

88

0

-

0,3%

Европейский Союз (ЕU)

12 698

4 617

175,0

0,9%

Исландия

0

0

-

0,0%

Норвегия

0

0

-

0,0%

Швейцария

117

50

134,0

0,4%

ЕАСТ (ЕFTA)

117

50

134,0

0,2%

Великобритания  (UK)

578

205

182,0

0,2%

ИТОГО (ЕU + ЕFTA + UK)

13 393

4 872

174,9

0,7%

 1 включая грузовые автомобили полной массой до 3,5 т и микроавтобусы

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

АВТОМОБИЛИ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДАХ ТОПЛИВА

(природный газ, сжиженный углеводородный газ, этанол, биотоплива)

ALTERNATIVE FUEL VEHICLES (AFV)

 

Регистрации новых легких коммерческих автомобилей (LCV)1 по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 

 

                                                                                                                                         (единиц)

 

 

2020

2019

% изменения   2020 к 2019

Доля рынка LCV в 2020 г.

Австрия

124

134

-7,5

0,3%

Бельгия

1 004

1 287

-22,0

1,4%

Хорватия

5

38

-86,8

0,1%

Кипр

0

0

-

0,0%

Чешская Республика

607

620

-2,1

3,6%

Дания

3

6

-50,0

0,0%

Эстония

21

50

-58,0

0,3%

Финляндия

62

58

6,9

0,5%

Франция

1 688

1 232

37,0

0,4%

Германия

2 926

2 663

9,9

1,1%

Греция

183

178

2,8

2.7%

Венгрия

97

3

3 133,3

0,4%

Ирландия

2

0

-

0,0%

Италия

7 223

10 136

-28,7

4,5%

Латвия

19

11

72,7

0,9%

Люксембург

0

2

-100,0

0,0%

Нидерланды

1 344

1 554

-13,5

2,2%

Польша

79

1 645

-95,2

0,1%

Португалия

4

23

-82,6

0,0%

Румыния

0

28

-100,0

0,0%

Словакия

27

69

-60,9

0,4%

Словения

7

53

-86,8

0,1%

Испания

3 011

6 429

-53,2

1,9%

Швеция

910

1 204

-24,4

2,9%

Европейский Союз (ЕU)

19 346

27 423

-29,5

1,3%

Исландия

5

15

-66,7

0,5%

Норвегия

19

25

-24,0

0,1%

Швейцария

125

119

5,0

0,4%

ЕАСТ (ЕFTA)

149

159

-6,3

0,2%

Великобритания  (UK)

0

0

-

0,0%

ИТОГО (ЕU + ЕFTA + UK)

19 495

27 582

-29,3

1,1%

 1 включая грузовые автомобили полной массой до 3,5 т и микроавтобусы 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

 

БЕНЗИНОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

PETROL VEHICLES

 

Регистрации новых легких коммерческих автомобилей (LCV)1 по странам Европы (EU+EFTA+UK)

                                                                                                                                          (единиц)

 

 

2020

2019

% изменения   2020 к 2019

Доля рынка LCV в 2020 г.

Австрия

988

1 800

-45,1

2,3%

Бельгия

3 440

5 418

-36,5

4,8%

Хорватия

124

214

-42,1

2,0%

Кипр

272

342

-20,5

16,2%

Чешская Республика

796

1 000

-20,4

4,8%

Дания

1 433

1 487

-3,6

4,6%

Эстония

633

898

-29,5

10,3%

Финляндия

162

179

-9,5

1,3%

Франция

15 695

22 156

-29,2

3,9%

Германия

8 721

14 942

-41,6

3,3%

Греция

343

397

-13,6

5,0%

Венгрия

281

751

-62,6

1,3%

Ирландия

29

44

-34,1

0,1%

Италия

5 350

9 177

-41,7

3,3%

Латвия

85

81

4,9

3,8%

Люксембург

68

110

-38,2

1,5%

Нидерланды

802

1 196

-32,9

1,3%

Польша

3 059

6 948

-56,0

5,1%

Португалия

81

90

-10,0

0,3%

Румыния

379

423

-10,4

2,7%

Словакия

160

352

-54,5

2,5%

Словения

153

764

-80,0

1,8%

Испания

5 408

20 411

-73,5

3,4%

Швеция

594

745

-20,3

1,9%

Европейский Союз (ЕU)

49 056

89 925

-45,4

3,4%

Исландия

53

108

-50,9

5,3%

Норвегия

268

519

-48,4

0.8%

Швейцария

2 007

4 246

-52,7

7,0%

ЕАСТ (ЕFTA)

2 328

4 873

-52,2

3,8%

Великобритания  (UK)

2 825

4 171

-32,3

1,0%

ИТОГО (ЕU + ЕFTA + UK)

54 209

98 969

-45,2

3,0%

 1 включая грузовые автомобили полной массой до 3,5 т и микроавтобусы

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

 

ДИЗЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ

DIESEL VEHICLES 

Регистрации новых легких коммерческих автомобилей (LCV)1 по странам Европы (EU+EFTA+UK) 

 

                                                                                                                                         (единиц)

 

 

2020

2019

% изменения   2020 к 2019

Доля рынка LCV в 2020 г.

Австрия

40 336

49 069

-17,8

95,5%

Бельгия

66 273

74 059

-10,4

93,1%

Хорватия

6 024

7 187

-16,2

97,4%

Кипр

1 408

1 965

-28,3

83,8%

Чешская Республика

15 220

18 151

-16,1

91,3%

Дания

28 654

30 888

-7,2

92,1%

Эстония

5 469

7 852

-30,3

88,9%

Финляндия

12 330

14 389

-14,3

96,0%

Франция

372 108

445 003

-16,4

92,8%

Германия

246 368

280 333

-12,1

92,0%

Греция

6 301

7 384

-14,7

91,8%

Венгрия

21 513

25 369

-15,2

97,6%

Ирландия

20 928

24 959

-16,2

96,3%

Италия

140 710

166 173

-15,3

88,1%

Латвия

2 096

2 602

-19,4

94,6%

Люксембург

4 288

4 890

-12,3

97,0%

Нидерланды

56 388

72 220

-21,9

93,4%

Польша

56 265

61 101

-7,9

94,4%

Португалия

27 218

38 115

-28,6

98,7%

Румыния

13 353

18 931

-29,5

96,5%

Словакия

6 151

8 064

-23,7

96,5%

Словения

8 126

10 303

-21,1

97.6%

Испания

144 640

185 330

-22,2

91.4%

Швеция

27 451

50 478

-45,6

88,5%

Европейский Союз (ЕU)

1 329 718

1 605   325

-17,2

92.4%

Исландия

894

1 257

-28,9

89,3%

Норвегия

29 172

35 145

-17,0

91.0%

Швейцария

25 588

30 431

-15,9

89,4%

ЕАСТ (ЕFTA)

55 654

66 833

-16,7

90,2%

Великобритания  (UK)

283 988

358 198

-20,7

97,0%

ИТОГО (ЕU + ЕFTA + UK)

1 669 360

2 030 356

-17,8

93,1%

 1 включая грузовые автомобили полной массой до 3,5 т и микроавтобусы

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)