И.Коровкин - О контроле и надзоре в области конструкции колёсных транспортных средств

Мнение эксперта ОАР.

И.А. Коровкин,  исполнительный директор Ассоциации "ОАР"

О контроле и надзоре в области конструкции

колёсных транспортных средств

 

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина на протяжении последних  пяти лет осуществляется формирование нормативно – правовой базы в сфере государственного, регионального и муниципального контроля и надзора за деятельностью организаций при производстве и выпуске продукции, которая должна отвечать требованиям безопасности, установленным техническими регламентами ЕАЭС.

В 2020 году были приняты два федеральных закона по регулированию этой деятельности.

Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Принятые законодательные акты, с одной стороны повышают ответственность регулятивных органов страны в установлении обязательных требований безопасности, с другой стороны, повышают требования к контролирующим и надзорным органам по объективности и эффективности проверок.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в области автомобилестроения представляется важным отметить следующее.

В отношении установления требований безопасности к автомобильной технике базовым нормативным  правовым актом  является технический регламент  ЕАЭС ТР ТС 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств". Технические требования, установленные регламентом в полном объёме гармонизированы с нормами, установленными Правилами ООН, принимаемыми Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН.

Опираясь на практику производства автомобильной техники, автомобильных компонентов и материалов, экономически  обоснованные сроки вывода из обращения конкретных моделей автомобильной техники, учитывая регулярное обновление требований, в Правилах ООН устанавливаются переходные периоды, позволяющие минимизировать затраты предприятий при переходе на производство более высоких по уровню безопасности колёсных транспортных средств и компонентов.

При этом компании, с целью обеспечения безопасной эксплуатации выпущенных в обращение колёсных транспортных средств при нарушении требований регламента, проводят широкомасштабные отзывные компании. Такие же компании  проводятся при выявлении несоответствия конструкций колёсных транспортных средств, установленным требованиям при их контроле надзорными органами.

Однако при оценке соответствия колёсных транспортных средств поднадзорными органами, в отдельных случаях возникают конфликтные ситуации, вызванные различным трактованием отдельных требований  регламентов, особенно их переходных положений, связанных со сроками внедрения новых требований, установленных соответствующими поправками к Правилам ООН.

Примером таких разночтений является трактование сроков применения Правил ООН № 19-02, № 19-03, № 48-03, № 48-04 на территории Российской Федерации.

Российский и зарубежные автопроизводители считают, что переходные положения Правил ООН № 48-04 и  № 19-03 позволяют на выпускаемых колёсных транспортных средствах, имеющих официальные утверждения на передние противотуманные фары, уже предоставленные на основании Правил № 19 с поправкой серии 02, до вступления в силу поправок серии 03, остаются в силе и могут применяться при оценке соответствия.

В тоже время Управление государственного надзора и контроля Росстандарта считает это недопустимым и требует отзыва продукции и установки на выпущенные в обращение транспортные средства противотуманных фар по Правилам ООН № 19-03 и № 48-04. Таким образом, возникли разночтения, которые в отсутствие согласования позиций, могут привести к необоснованным финансовым затратам автопроизводителей на отзывные компании и внесение в конструкцию, уже выпущенных в обращение колёсных транспортных средств, изменений необходимых для установки противотуманных фар по Правилам ООН № 19-03 и № 48-04.

При этом следует отметить, что мнение автопроизводителей поддержано Техническим секретариатом, не нашедшим нарушений со стороны автопроизводителей в применении Правил ООН № 19-02 и № 48-03.

Для согласования позиций сторон и исключения подобных ситуаций в будущем, представляется целесообразным при подготовке к введению Правил ООН на территории ЕАЭС, одновременно разрабатывать соответствующий порядок применения переходных положений правил, исключающий  их различное толкование на территориях государств – членов ЕАЭС и, возможно, аккредитовать Технический  секретариат Российской Федерации на право  осуществления подготовки официальных комментариев к Правилам ООН по запросам организаций автопроизводителей и их официальных представителей, введя соответствующие дополнения в Технический регламент  ТС 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств".

Кроме того, представляется целесообразным, провести под руководством Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской Экономической Комиссии совещания административных и надзорных органов государств – членов  ЕАЭС, автопроизводителей и производителей автокомпонентов по вопросу единообразного применения переходных положений Правил ООН при реализации технического регламента ТС 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств".

 

 

 

 

 

 

Эксперт:     И.А. Коровкин,

                    исполнительный директор Ассоциации "ОАР"