Сегодня и завтра французского автопрома

(по материалам конференции «100 лет OICA», Париж, 14 февраля 2019 г.)

Автомобильная промышленность является одним из ведущих секторов экономики Франции, исторически сложившейся страны автомобильной индустрии.

 В состав автомобильного сектора входят 4000 промышленных фирм с 400 000 работников во Франции. Оборот отрасли составляет 155 млрд. евро, или 18% всей обрабатывающей промышленности, а годовой объем экспорта превышает 49 млрд. евро.  Автомобильная промышленность является крупнейшим обладателем патентов во Франции. Ежегодно она инвестирует в НИОКР более 5,8 млрд. евро.

 «Нисходящий» сектор отрасли состоит из сервисных компаний, представляющих очень плотную экосистему средних и малых предприятий (в сферах дистрибуции, технического обслуживания и ремонта, дорожной безопасности, образования, решений мобильности). В общей сложности сюда входят 139 000 компаний с персоналом более 400 000 человек.

 Автомобильный сектор играет важную роль в стратегии снижения выбросов СО2, поставляя ежегодно 2 млн. новых автомобилей для обновления имеющегося во Франции парка.

 По состоянию на 1 января 2018 года, в эксплуатации на дорогах Франции находилось 39,5 млн. автомобилей всех типов, в том числе 32,7 млн. легковых автомобилей; 6,1 млн. легких коммерческих автомобилей; 540 000 грузовых автомобилей и 92 000 автобусов.

 Помимо существенного веса отрасли во французской экономике, автомобили имеют большое значение в каждодневной жизни французов, особенно в сельской местности и пригородах. Около 70% французов ежедневно ездят на работу на автомобиле. Моторизовано 84% домашних хозяйств, при этом 47,5% семей имеют один легковой автомобиль; 31,1% владеют  двумя автомобилями и 5,3% - тремя и более. Насыщенность автомобилями (количество легковых автомобилей и LCV на 1000 жителей) во Франции составляет около 600, находясь на одном уровне с показателями соседних Германии, Испании и Великобритании.

 В силу географического положения, наличия квалифицированной рабочей силы и развитой инфраструктуры, Франция привлекает к себе международных автопроизводителей и их поставщиков всех уровней. В стране работают 132 иностранные фирмы, на которые приходится 58% товарооборота автомобильного сектора. Это делает Францию ведущим местом вложения обеспечивающих рабочие места иностранных промышленных инвестиций в автомобильный сектор Европы.

 Важной вехой в дальнейшем развитии автомобильной промышленности Франции стало подписание в мае 2018 года контракта между французским правительством и Стратегическим комитетом автомобильного сектора (CSF). По этому контракту на комитет была возложена задача мониторинга и обеспечения выполнения правительственного плана действий в приоритетных направлениях электрических и гибридных автомобилей, интеллектуальных (подключенных и автономных) транспортных средств и новых услуг мобильности. Стратегическая цель – «сделать Францию, лидирующую автомобильную страну 20 века, лидером мобильности в 21 веке».

 Развитие гибридных и электрических автомобилей

Ключевая мера.  В течение 2019 года разработать график движения до 2022 года размера бонуса за покупку автомобилей с нулевыми выбросами.

 Полный электромобиль получает питание от тяговой батареи и имеет нулевые выбросы СО2. Плагин-гибрид приводится в движение ДВС и электромотором, питаемым батареей с подзарядкой от внешней сети. Как правило, плагин-гибрид имеет запас хода на одних батареях от 30 до 50 км, а выбросы СО2 могут быть ниже 50 г/км.

 К концу 2018 года во Франции эксплуатировались 207 000 электромобилей и плагин-гибридов (169 000+38 000). В 2018 году продажи электромобилей выросли на 26,7% по отношению к 2017 году и достигли почти 40 000 штук, что вывело Францию на второе (после Норвегии) место в Европе по регистрациям и парку электромобилей. Продажи плагин-гибридов достигли в 2018 году 14 528 штук, с ростом на 22,4%.

 Целевой показатель стратегического контракта – иметь в эксплуатации к 2022 году один миллион полных электромобилей и плагин-гибридов (600 000+400 000). Для достижения этой цели объявлено о значительных инвестициях во Франции:

- Renault инвестирует 1 млрд. евро в три ведущие производственные площадки по электромобилям (Флин, Клеон и Мобёж) и в запуск новой платформы Альянса по электромобилям в Дуэ.

- PSA совместно с японской компанией NIDEC инвестирует в производство электромоторов во Франции.

- Daimler инвестирует 500 млн. евро в свой завод в Амбахе для организации производства первого электромобиля Mercedes.

 К концу 2019 года планируется вывод на рынок новых моделей электромобилей, имея в виду накрыть электромобилями почти всю продуктовую линейку к 2022 году. Планируется также обеспечить эквивалентное розничное ценообразование, с точки зрения полной стоимости владения, для новых автомобилей с ДВС и новых электромобилей с 1 января 2020 года.

 Правительство запустит комплексный сайт, предоставляющий всю необходимую информацию по замене машины (калькулятор затрат, финансовая поддержка, расположение зарядных станций). В конце 2019 года, во взаимодействии с промышленниками, будет проведена информационная кампания в пользу электромобилей.

 План развертывания зарядных станций

 Ключевая мера. Реализация плана ускоренного развертывания густой и высококачественной сети зарядных станций во Франции.

 По состоянию на 1 января 2019 года во Франции имелось 24 808 публичных зарядных пунктов, то есть один пункт на каждые 6,7 электромобилей на дорогах, и 180 000 частных зарядных пунктов (оценочно). Это соотношение превышает целевой показатель не менее одного публичного зарядного пункта на каждые 10 электромобилей. Программа «Инвестировать в будущее» способствовала финансированию проектов развертывания зарядной сети (61 млн. евро) при значительной поддержке местных властей.

 Дешевую и простую зарядку электромобилей гарантирует использование домашней инфраструктуры. Зарядка дома дополняется зарядкой на работе. Приоритетной целью является осуществление 90% зарядки ежедневно дома или на работе, как это практикуется в Калифорнии и Норвегии. Установка зарядного устройства в домашних условиях является рутинной услугой, предлагаемой дилером при покупке электромобиля. Организация зарядных пунктов на предприятиях для обслуживания их сотрудников предлагается с 2019 года бесплатно.

В то же время стратегический контракт, с целью обеспечения поездок на более дальние расстояния, предусматривает увеличение числа публичных зарядных станций в соответствии с плановой нормой: один зарядный пункт на каждые 10 электромобилей на дороге. Таким образом, количество зарядных пунктов в стране должно увеличиться к 2022 году до 100 000, не считая зарядных установок  дома или на работе.

 Создание французского и европейского батарейного сектора

Ключевая мера.  Ассигнование 700 млн. евро на содействие созданию отрасли производства тяговых батарей и поддержку  европейского партнерства на основе франко-германского консорциума.

 На батарею, являющуюся стратегическим компонентом электромобилей и их основным источником энергии,  приходится 30-40% стоимости электромобиля. Существуют батареи различных типов, в зависимости от главного материала (литий, никель, кобальт, графит, марганец и т.д.). Для электромобилей сейчас используются преимущественно литиево-ионные и литиево-металлические полимерные батареи.

 Батареи представляют собой стратегическую проблему не только с точки зрения их поставки, но также и в плане воздействия на окружающую среду в процессе их производства и сокращения экологического ущерба посредством рециклирования.

 Ввиду стратегической природы и экономической значимости этого сектора правительство считает приоритетной задачей развитие производства батарей для электромобилей. Эта задача включает также инновационное экологически чистое производство порошковых наполнителей и батарейных элементов в Европе. Для достижения этой цели Франция и Германия решили запустить крупный проект, который характеризуется как важный проект общеевропейского интереса (IPCEI).

 Развитие подключенных и автономных транспортных средств

Ключевая мера.  Развернуть полномасштабные услуги автономного транспорта «по требованию» к 2021 году.

 Цель – сделать Францию ведущей в Европе страной беспилотных автомобилей.

Разработкой беспилотных автомобилей во Франции занимаются как стартапы, так и инновационные компании, работающие с датчиками (радарами, сонарами, лидарами), камерами, умными процессорами, средствами кибербезопасности и пр., а также признанные институты искусственного интеллекта (INRIA, SystemX, LAAS, CEA-LIST и т.д.). Два из четырех французских институтов искусственного интеллекта на стыке наук (3IA) сосредоточены непосредственно на приложениях, связанных с транспортом.

В соответствии со стратегией  Европейской Комиссии, французская стратегия, опубликованная в мае 2018 года, построена на трех целях: безопасности, поэтапном подходе и приемлемости. Стратегия разработана и реализуется в сотрудничестве с государственными и частными игроками под эгидой Анны-Марии Идрак, бывшего министра, назначенной в ноябре 2017 года на пост Верховного представителя по автономным транспортным средствам. Был запущен в действие «круглый стол по приемлемости» для детального мониторинга общественного восприятия  путем проведения опросов и дискуссионных форумов. Приемлемость рассматривается как обязательная предпосылка развития автоматизированных транспортных средств.

Определяющим этапом для перехода от теории к практике и улучшения технологии при одновременном соблюдении безопасности остаются дорожные испытания. С 2015 года было выдано 68 разрешений на испытания, почти половина из которых относилась к службам общественного транспорта. В ходе этих испытаний было пройдено более 200 000 км в самых разнообразных дорожных условиях. Были перевезены тысячи людей без единой жертвы. В июне 2018 года была запущена новая национальная программа дорожных испытаний автономных транспортных средств (EVRA), поддержанная государственными властями, с выделением на нее 40 млн. евро.

 Провозглашенная правительством в этой области цель – превратить Францию в ведущую европейскую страну по автономным транспортным средствам и разрешить, начиная с этого года, проведение всех видов испытаний, а затем и полномасштабной эксплуатации, с выходом на наивысшие уровни автоматизации к 2021 году.

 Приложение:  слайды

 1.  Сильные и стабильные стимулы – ключ к росту рынка электромобилей.

      Франция предложила один из первых и самый высокий бонус в Европе.

 2.  Развитие сети зарядной инфраструктуры в Европе.

      Слева – публично доступные зарядные пункты. Во Франции ожидается

      4-кратный рост до 100 000 ед. в 2022 г.

      Справа – зарядка дома и на работе как ключевой фактор для конечных

      потребителей. 80% владельцев заряжаются дома. Уже установлены 180 000

      частных зарядных пунктов.

3.   Мировой рынок батарей для электромобилей достигнет 45 млрд. евро к 2027 г.

4. Продажи автономных автомобилей (уровня 4/5) могут достичь 1 - 3 млн. шт.

      по всему миру к 2025 году, при этом Европа будет ключевым рынком.