Регламент разработки и утверждения оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации в автомобилестроении

УТВЕРЖДЕН

Решением Совета по профессиональным

 квалификациям в автомобилестроении

от «01» июня 2018г., протокол №18

 

Регламент разработки и утверждения оценочных средств

для проведения независимой оценки квалификации в автомобилестроении

  1. Регламент разработки оценочных средств (далее - Регламент) устанавливает порядок разработки и экспертизы оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации соискателей в Центрах оценки квалификации (ЦОК), уполномоченных  Советом по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА).
  2. Регламент разработан в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 3 июля 2016г. №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

- приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 1.11.2016г. №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»;

- приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.11.2016г. №649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также Перечня сведений, содержащихся в указанном реестре».

3. Оценочные средства разрабатываются по наименованиям квалификаций, сведения о которых включены в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее - реестр).

4. Оценочное средство разрабатывается в соответствии с Положением о разработке оценочных средств, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 1.11.2016г. №601н и  содержит:

а) наименование оцениваемой квалификации, утвержденное автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство развития квалификаций" (далее - Национальное агентство) и содержащееся в реестре;

б) уровень квалификации, определенный в соответствии с требованиями к квалификации;

в) наименование и код профессионального стандарта или наименование и реквизиты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, на соответствие положениям которых проводится профессиональный экзамен;

г) знания, умения, трудовые действия, трудовые функции в соответствии с требованиями к квалификации;

д) описание материально-технического обеспечения для проведения профессионального экзамена;

е) требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена;

ж) требования безопасности к проведению профессионального экзамена (при необходимости);

з) задания для теоретического и практического этапа профессионального экзамена и их спецификацию (далее - задание);

и) критерии оценки заданий профессионального экзамена;

к) правила обработки результатов и принятия решения о соответствии квалификации соискателя требованиям к квалификации;

л) перечень нормативных правовых и иных документов, использованных при подготовке комплекта оценочных средств (при наличии).

5. СПКА организует разработку оценочных средств. В целях разработки и экспертизы оценочных средств СПКА:

5.1. Привлекает специалистов, имеющих образование и опыт работы по видам деятельности, соответствующим оцениваемым квалификациям, и дополнительное образование (переподготовку или повышение квалификации) по вопросам разработки (далее - разработчики оценочных средств) и (или) экспертизы оценочных средств (далее - эксперты), или организации, имеющие таких специалистов.

Разработчиками и экспертами могут быть:

- работники организаций – членов СПКА;

- работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы по профилю, соответствующему оцениваемым квалификациям;

- работники научных организаций, осуществляющих деятельность по профилю, соответствующему оцениваемым квалификациям.

5.2.  Утверждает персональный состав разработчиков и экспертов оценочных средств, с указанием сведений о квалификации (образование и опыт работы).

5.3.   Создает рабочие группы по разработке оценочных средств и их экспертизе. Количественный состав рабочих групп не может быть менее трех человек. Специалисты, осуществлявшие разработку оценочных средств, не могут участвовать в экспертизе соответствующих оценочных средств. В каждой группе должен быть методист, обученный по вопросам организационно-методического сопровождения разработки оценочных средств.

5.4.   Контролирует и координирует деятельность рабочих групп по разработке и экспертизе оценочных средств.

6. Разработка оценочных средств включает следующие этапы:

а) проведение анализа нормативных правовых и иных документов, регулирующих оцениваемую квалификацию (при наличии);

б) определение состава заданий оценочного средства путем выбора одного или нескольких типов для теоретического и практического этапов профессионального экзамена из вариантов, предусмотренных структурой оценочных средств;

в) определение требований безопасности к проведению профессионального экзамена (при необходимости);

г) установление требований к материально-техническим ресурсам, необходимым для проведения профессионального экзамена;

д) установление требований к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена;

е) разработка заданий и критериев для оценки их выполнения для теоретического этапа профессионального экзамена;

ж) разработка заданий и критериев для оценки их выполнения для практического этапа профессионального экзамена;

з) первичная экспертиза оценочных средств;

и) апробация оценочных средств;

к) окончательная экспертиза оценочных средств.

8. Экспертиза оценочных средств может быть методическая и содержательная.

8.1. Методическую экспертизу проводит методист, проверяя соответствие действующим нормативно-правовым актам в сфере независимой оценке квалификации и соблюдение методики проектирования оценочных средств. Данная экспертиза проводится в форме постоянного методического сопровождения процесса проектирования оценочного средства и завершается оформлением заключения.

8.2.   Содержательная экспертиза проверяет соответствие оценочных средств оцениваемой квалификации: правильность выбора предмета оценки,  соответствие уровня сложности заданий уровню оцениваемой квалификации и т.п. По рекомендациям экспертов разработчики вносят необходимые изменения в содержание оценочных средств.

8.3.    Разработчики должны получить положительные заключения на разработанные оценочные средства не менее 3-х организаций членов СПК, реализующих трудовые функции соответствующей квалификации.

9. После полученных экспертиз и доработки оценочных средств методист и  разработчики организовывают апробацию оценочного средства. Апробация представляет собой проведение пробного профессионального экзамена: теоретической и практической части.

9.1.  Основные задачи апробации:

  • оценка достаточности материально-технического, кадровой, информационно-методического обеспечения оценочных процедур (проверяется, достаточно ли расходных материалов для выполнения заданий, все ли инструменты и оборудование учтены и т.д.);
  • проверка релевантности процедуры проведения оценки квалификаций (достаточность времени на выполнение заданий, наличие необходимых источников, оборудование и т.п.);
  • выявление  проблем содержания конкретных заданий, входящих в оценочные средства, неоднозначность возможных вариантов ответов. Например, выявляются  неработающие задания – задания, который по той или иной причине все участники апробации (испытуемые) не смогли выполнить;
  • оценка соответствия уровня сложности заданий уровню квалификации.

9.2.  По результатам апробации в проекты оценочных средств разработчиками вносятся необходимые изменения и дополнения.

10. После внесения изменений и дополнений, оценочные средства вновь направляются на окончательную экспертизу, по результатам которой оформляется заключение.

11. Заключение должно содержать экспертную оценку:

а) соответствия разработанного оценочного средства установленной структуре оценочного средства;

б) полноты и достаточности заданий, включенных в теоретический и практический этапы профессионального экзамена, для принятия решения о соответствии квалификации соискателя (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) соответствующим требованиям к квалификации;

в) критериев оценки полноты и правильности выполнения трудовых действий, трудовых функций и демонстрации необходимых умений и знаний соискателем и правил обработки результатов профессионального экзамена;

г) соответствия требований к материально-техническому и кадровому обеспечению оценочных мероприятий установленным заданиям;

д) достаточности требований безопасности к проведению оценочных мероприятий.

12. Совет:

а) утверждает оценочные средства с учетом результатов их экспертизы;

б) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" примеры заданий, входящих в состав оценочных средств;

в) направляет сведения об утвержденных оценочных средствах в Национальное агентство для внесения в реестр.

13. Совет обеспечивает хранение заключений в бумажном и (или) электронном виде не менее двух лет после утверждения оценочного средства.