Ю. Кравцов. Итоги Пекинского автосалона 2020 подтверждают, что потенциал автомобильных выставок далеко не исчерпан

  02 ноября 2020     

В условиях подъема второй мировой волны коронавируса прошедший октябрь поставил антирекорд в области выставочной деятельности автомобильного сектора. Вновь перенесены сроки проведения (теперь уже на август 2021 года) флагманской выставки по календарю OICA –   автосалона NAIAS в Детройте. Без участия посетителей проведен Парижский автосалон. Отменено будившее большие надежды итальянское мотор шоу в новом формате на автодроме Монца. Не состоялся крупнейший автосалон региона АСЕАН в Джакарте. В последний момент так и не распахнулись двери уже готовой к открытию выставки Busworld Russia в Москве...

На этом удручающем фоне, как луч света в темном царстве, просиял в октябре Пекинский автосалон, или Пекинская международная автомобильная выставка, известная также как Auto China 2020, проводимая под эгидой Ассоциации автопроизводителей Китая (СААМ).

Согласно отчету Оргкомитета этого мероприятия. автосалон, размещенный в двух новых павильонах Международного выставочного центра Китая на общей выставочной площади 200 000 кв. м, собрал в своих стенах 785 автомобилей, включая 82 мировые премьеры, из которых 14 были представлены международными брендами (Audi, BMW, Buick, Honda, Hyundai, Infiniti, Maserati, Mercedes-Benz, Peugeot, Rolls-Royce). Экспозиция включала также 36 концептов и 160 автомобилей «новой энергетики» (полных электромобилей, плагин-гибридов и водородных автомобилей). За неделю работы выставки ее посетили 530 000 человек.

 В соответствии с требованиями государственных органов по предотвращению эпидемии и контролю массовых мероприятий, на Пекинском автосалоне была внедрена система строгого допуска на выставку по именным электронным билетам. Ежедневный контингент посетителей был разбит на два дозированных потока (утренний и послеобеденный) с ограничением дневной нормы посещений. Администрация выставки организовала точный и эффективный контроль количества посетителей, единовременно находящихся на выставочной площадке, и обеспечила строгое соблюдение требований антивирусной профилактики, включая постоянное присутствие на стендах медицинского персонала с необходимой аппаратурой.

История Пекинского автосалона, впервые проведенного в 1990 году, насчитывает 30 лет успешного развития. В начале 2020 года, когда пандемия охватила мир и нанесла удар по автомобильной промышленности, китайское правительство приняло срочные и решительные меры для остановки распространения эпидемии в Китае. Оздоровление эпидемиологической ситуации в Китае началось раньше и быстрее, чем на других рынках мира. В обстановке резко негативного воздействия коронавируса на мировой автопром, национальная ассоциация СААМ, возглавляемая президентом OICA Фу Бинфэном, возложила на Пекинский автосалон ответственную миссию поднятия морального духа глобальной автомобильной промышленности и действенной помощи в уверенном восстановлении деятельности автомобильного сектора Китая. Мощную поддержку в организации и контроле работы автосалона оказали муниципальные власти Пекина.

 Провозгласив в качестве главной темы выставки «умное будущее», Пекинский автосалон 2020 сфокусировал внимание на интегрированном развитии электрификации, искусственного интеллекта и нового видения перспектив мобильности.

Состав экспозиции автосалона свидетельствовал о высоком спросе на люксовые модели автомобилей средних и больших размеров. а также о динамично растущем интересе к электромобилям. По прогнозу аналитиков, на автомобили «новой энергетики» к 2025 году придется до 20% продаж всех новых легковых автомобилей на китайском рынке.

 Показательно, что из 160 экспонированных автомобилей «новой энергетики» 147 моделей были представлены китайскими производителями. Некоторые крупные национальные автомобильные компании основали специализированные бренды для разработки и выпуска автомобилей «новой энергетики». На автосалоне впервые были представлены публике такие бренды «новой энергетики», как Lantu, Arcfox и Geometry, созданные корпорациями Dongfeng, BAIC и Geely. В то же время, экспозиция наглядно показала, что наряду с традиционными и новыми участниками этого рыночного сегмента в игру вступили также многие премиальные бренды и совместные предприятия, что значительно обостряет конкуренцию. В частности, бренд VW готовит к запуску на рынок Китая к 2023 году 8 моделей электромобилей перспективной серии ID.

В разделе коммерческих автомобилей Пекинского автосалона экспонировались тяжелые, средние и легкие грузовики, специальные автомобили и автобусы, в том числе машины с силовыми агрегатами «новой энергетики».

В выставочном разделе деталей и сервиса работало шесть специализированных секций – запасных частей и компонентов, электроники и интеллектуальной интернет связи, менеджмента дилерских пунктов и станций обслуживания, альтернативных топлив и источников энергии, мобильного сервиса и автоматизированного управления движением, организации поставок и надстроек машин. В этом разделе выставки приняли участие более 700 китайских и зарубежных предприятий. По тематике компонентной отрасли проведены многочисленные форумы и деловые встречи.

 

Являясь в этом году единственной в мире автомобильной выставкой высокого уровня, Пекинский автосалон привлек к себе внимание всей мировой прессы. Работу автосалона освещали 12 786 журналистов, представлявших 3045 изданий из 18 стран, в том числе 168 журналистов из 89 зарубежных новостных агентств. Ввиду невозможности прибытия в Пекин журналистов из-за рубежа в условиях карантинного закрытия границ, вся нагрузка по информационному освещению автосалона легла на корреспондентов, работающих в Китае. В течение двух «дней прессы» удалось провести 72 пресс-конференции, в том числе с участием штаб-квартир иностранных ОЕМ в режиме онлайн.

 Очевидно, что реализацию выставочного потенциала автосалона предопределили:

а) благоприятная эпидемиологическая обстановка в месте проведения выставки;

б) благоприятная конъюнктура рынка Китая, где к сентябрю 2020 года в течение 6 месяцев продолжался непрерывный рост продаж автомобилей в двузначных величинах;

в) государственная поддержка и строжайшая дисциплина соблюдения антиковидных мер.

 Иными словами, нужное место, нужное время и политическая воля.