Ассоциация
ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РОССИИ
Член Международной организации производителей автомобилей (OICA)
О развитии рынка и производства автомобильной техники в Российской Федерации в 2021 году и прогнозе на 2022 год |
Юрий Кравцов, ОАР
После неблагоприятного завершения 2020 года с падением продаж новой автомобильной техники до 1,63 млн. ед., или на 8,3% по отношению к 2019 году, и сокращением автомобильного производства на 16,6% до 1,43 млн. ед., 2021 год традиционно начался с низких продаж. В январе продажи новых автомобилей снизились на 4,2% по сравнению с январем 2000 года. Однако уже в феврале появились признаки оживления рынка, а по итогам первого квартала 2021 года снижение продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократилось до -2,8%.
В апреле был отмечен резкий всплеск продаж автомобилей по сравнению с провальными итогами «черного апреля» 2020 года, когда автопроизводители наиболее тяжело пострадали в результате массового локдауна. Совокупный объем продаж автомобилей за первые четыре месяца 2021 года оказался на 24,3% больше, чем в 2020 году, однако на 4,5% ниже, чем в тот же период 2019 года.
Май и июнь 2021 года характеризовались дальнейшим ростом месячных продаж. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили, в результате чего автомобильный рынок в первом полугодии вырос, по сравнению с первой половиной 2020 года, на 36,9%. Более того, полугодовые показатели 2021 года превысили на 5,1% показатели продаж за первые 6 месяцев докризисного 2019 года.
В третьем квартале 2021 года отмечался спад продаж, в значительной степени обусловленный изменением сравнительной базы, поскольку годом ранее были сняты ограничения, связанные с пандемией. Спад месячных продаж затормозил динамику роста рынка нарастающим итогом. По результатам девяти месяцев рост продаж по отношению к тому же периоду 2020 года сократился до +16,3%.
Спрос на автомобили в течение второго полугодия оставался стабильным, но ограничение производства ввиду нехватки полупроводников для автомобильной электроники на мировом рынке продолжало увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж. Положение усугублялось также повышением цен на металл и периодическим ухудшением ситуации с пандемией COVID-19. Тем не менее, в годовом выражении рынок достиг положительного результата с общим ростом продаж автомобильной техники всех категорий до 1,74 млн. ед., или на 6,8% выше показателя 2020 года. По отношению к докризисному 2019 году темп спада годовых продаж сократился до -2,1%. Следует отметить, что эти показатели существенно превосходят итоги 2021 года на рынке Европейского Союза, где отмечено снижение продаж на 1,5% по отношению к 2020 году и на 25,5% к 2019 году. По объему продаж автомобилей российский рынок занял четвертое место в Европе после Германии, Франции и Великобритании.
Доля предприятий – членов ОАР на российском рынке (по количеству проданных в 2021 году автомобилей) составила в целом 51,2%, в том числе по легковым автомобилям 48,2%, по легким коммерческим автомобилям 76,0%, по грузовым автомобилям 53,1% и по автобусам 90,4%. Данные продаж новых автомобилей в России, с выделением продукции членов ОАР, в динамике за 2019, 2020 и 2021 годы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Продажи автомобильной техники в Российской Федерации, 2019-2021 гг. тыс. ед.
Категория транспортных средств |
2019 год |
2020 год |
2021 год
|
||||||
Всего |
ОАР |
Доля ОАР |
Всего |
ОАР |
Доля ОАР |
Всего |
ОАР |
Доля ОАР |
|
Легковые автомобили |
1567,7 |
801,4 |
51,1% |
1433,9 |
730,2 |
50,9% |
1483,4 |
715,8 |
48,2% |
Легкие комм. автомобили* |
118,3 |
94,3 |
79,7% |
111,2 |
88,2 |
79,4% |
142,7 |
108,5 |
76,0% |
Грузовые автомобили** |
78,8 |
42,2 |
53,5% |
72,7 |
41,7 |
57,4% |
100,2 |
53,2 |
53,1% |
Автобусы*** |
14,0 |
11,4 |
85,1% |
13,3 |
11,9 |
89,1% |
15,7 |
14,2 |
90,4% |
Итого |
1778,8 |
949,8 |
53,4% |
1631,1 |
872,0 |
53,5% |
1742,0 |
891,7 |
51,2% |
*) легкие грузовые автомобили полной массой менее 3,5т и микроавтобусы
**) исключая легкие грузовики
***) исключая микроавтобусы
Положительные сдвиги на рынке в 2021 году были обеспечены предваряющими успехами автопроизводителей в условиях преодоления пандемической ситуации. Рост производства, по отношению к соответствующим периодам 2020 года, начался уже с января 2021 года (+1,1%) и достиг максимальной динамики к концу первого полугодия (+43%), после чего темп роста стал замедляться до общего значения +9,1% по итогам 2021 года при совокупном объеме производства 1,57 млн. автомобилей. Наиболее высокий рост зафиксирован в производстве грузовых автомобилей (+32,3%) и легких коммерческих автомобилей (+19,6%). Это единственные две категории транспортных средств, у которых отмечен рост производства также и по отношению к 2019 году (при общем отставании на 8,9%). Объемы производства автомобильной техники в России в 2019-2021 гг. в распределении по категориям и с указанием соотношения итогов 2021 года с показателями 2020 и 2019 годов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Производство автомобильной техники в Российской Федерации 2019-2021 гг.
единиц
Категория транспортных средств |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Изменение 2021 /2019 |
Изменение 2021 /2020 |
Легковые автомобили |
1 523 607 |
1 260 518 |
1 352 740 |
-11,2% |
+7,3% |
Легкие комм. автомобили |
122 749 |
109 468 |
130 936 |
+6,7% |
+19,6% |
Грузовые автомобили |
58 891 |
52 103 |
68 937 |
+17,1% |
+32,3% |
Автобусы |
13 869 |
13 462 |
13 704 |
-1,2% |
+1,8% |
Итого |
1 720 116 |
1 435 551 |
1 566 317 |
-8,9% |
+9,1% |
На основе итоговых показателей 2021 года нами была проведена оценка перспектив развития российского автомобильного рынка в 2022 году с учетом неопределенного характера и длительности негативного влияния на рынок таких глобальных факторов, как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и энергии. Соответственно, мы предсказывали рост российского рынка новых автомобилей в 2022 году на 3-5% до 1,79-1,83 млн. единиц. Мы прогнозировали также рост производства автомобилей в России в 2022 году на 8-9% с приближением к уровню 2019 года (1,72 млн. ед.) и превышением в 2023 году исторического максимума 2018 года (1,77 млн. ед.).
Однако, резкое обострение международной обстановки в феврале 2022 года в связи с ситуацией на Украине и введение санкций против России привели к коренному изменению картины российского автомобильного рынка. Отмеченный за первые два месяца 2022 года рост рынка сменился общим спадом на 37,8% в марте и на 19,2% по итогам первого квартала. Наиболее сильное снижение в марте испытал рынок в сегменте легковых автомобилей (-41,8%), менее всего пострадал рынок грузовиков (-3,3%), совсем не пострадал и даже вырос на 52,4% рынок автобусов. Объемы продаж автомобильной техники в России в марте и за первый квартал 2022 года в сопоставлении с теми же периодами 2021 года показаны в таблице 3.
Таблица 3
Продажи новой автомобильной техники в Российской Федерации в марте и первом квартале 2022/2021 гг.
единиц
Категория транспортных средств |
Март 2022 год |
Март 2021 год |
Январь-март 2022 год |
Январь-март 2021 год |
Изменение март 2022/ март 2021 |
Изменение 01-03.2022/ 01-03.2021 |
Легковые автомобили |
78 748 |
135 395 |
262 058 |
341 298 |
-41,8% |
-23.2% |
Легкие комм. автомобили* |
9 364 |
11 751 |
28 077 |
28 444 |
-20,3% |
-1.3% |
Грузовые автомобили** |
7 446 |
7 701 |
22 082 |
18 685 |
-3,3% |
+18,2% |
Автобусы*** |
1 396 |
916 |
3 939 |
2 616 |
+52,4% |
+50,6% |
Итого |
96 954 |
155 763 |
316 156 |
391 043 |
-37.8% |
-19,2% |
Принимая за базу совокупный мартовский объем продаж автомобильной техники 96,9 тыс. ед., оцениваем ожидаемый объем рынка в 2022 году как 1,16 млн. автомобилей, что на 33,3% ниже годового показателя 2021 года. По прогнозу аналитической компании АСМ-холдинг, продажи в России легковых автомобилей в 2022 году могут сократиться на 40%; продажи легких коммерческих автомобилей сократятся на 35%, грузовых автомобилей – на 30%, а автобусов (наименее зависимых от поставки иностранных комплектующих) – не более чем на 10%. Такая оценка находится в одном ключе с ожиданиями аналитической группы GlobalData компании LMC Automotive, которая урезала свой прогноз европейского рынка легких автомобилей в период 2022-2024 гг. на 2 млн. ед. в год, а также предсказала резкое сокращение в этот период, до 1 млн. ед. в год, рынка России. Аналитики LMC ожидают дальнейшего закрытия в России автомобильных производств перед лицом продолжающегося разрыва цепочек поставок и сильного сокращения спроса, отмечая при этом, что исход во многом будет зависеть от хода развития украинского кризиса в остающейся части года и от его экономических последствий.
Полагаем, что в условиях существующей неопределенности ни один прогноз развития российского автомобильного рынка на ближайшую перспективу нельзя признать достаточно надежным. Реальный результат будет определяться действенностью вырабатываемых сейчас правительством мер поддержки отечественной промышленности в целом и автомобильной отрасли в частности в условиях действия зарубежных санкций.