О развитии рынка и производства автомобильной техники в Российской Федерации в 2021 году и прогнозе на 2022 год

Юрий Кравцов, ОАР

 После неблагоприятного завершения 2020 года с падением продаж новой автомобильной техники до 1,63 млн. ед., или на 8,3% по отношению к 2019 году, и сокращением автомобильного производства на 16,6% до 1,43 млн. ед., 2021 год традиционно начался с низких продаж. В январе продажи новых автомобилей снизились на 4,2% по сравнению с январем 2000 года. Однако уже в феврале появились признаки оживления рынка, а по итогам первого квартала 2021 года снижение продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократилось до -2,8%.

 В апреле был отмечен резкий всплеск продаж автомобилей по сравнению с провальными итогами «черного апреля» 2020 года, когда автопроизводители наиболее тяжело пострадали в результате массового локдауна. Совокупный объем продаж автомобилей за первые четыре месяца 2021 года оказался на 24,3% больше, чем в 2020 году, однако на 4,5% ниже, чем в тот же период 2019 года.

 Май и июнь 2021 года характеризовались дальнейшим ростом месячных продаж. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили, в результате чего автомобильный рынок в первом полугодии вырос, по сравнению с первой половиной 2020 года, на 36,9%. Более того, полугодовые показатели 2021 года превысили на 5,1% показатели продаж за первые 6 месяцев докризисного 2019 года.

 В третьем квартале 2021 года отмечался спад продаж, в значительной степени обусловленный изменением сравнительной базы, поскольку годом ранее были сняты ограничения, связанные с пандемией. Спад месячных продаж затормозил динамику роста рынка нарастающим итогом. По результатам девяти месяцев рост продаж по отношению к тому же периоду 2020 года сократился до +16,3%.

 Спрос на автомобили в течение второго полугодия оставался стабильным, но ограничение производства ввиду нехватки полупроводников для автомобильной электроники на мировом рынке продолжало увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж. Положение усугублялось также повышением цен на металл и периодическим ухудшением ситуации с пандемией COVID-19. Тем не менее, в годовом выражении рынок достиг положительного результата с общим ростом продаж автомобильной техники всех категорий до 1,74 млн. ед., или на 6,8% выше показателя 2020 года. По отношению к докризисному 2019 году темп спада годовых продаж сократился до -2,1%. Следует отметить, что эти показатели существенно превосходят итоги   2021 года на рынке Европейского Союза, где отмечено снижение продаж на 1,5% по отношению к 2020 году и на 25,5% к 2019 году. По объему продаж автомобилей российский рынок занял четвертое место в Европе после Германии, Франции и Великобритании.

 Доля предприятий – членов ОАР на российском рынке (по количеству проданных в 2021 году автомобилей) составила в целом 51,2%, в том числе по легковым автомобилям 48,2%, по легким коммерческим автомобилям 76,0%, по грузовым автомобилям 53,1% и по автобусам 90,4%. Данные продаж новых автомобилей в России, с выделением продукции членов ОАР, в динамике за 2019, 2020 и 2021 годы приведены в таблице 1.

 Таблица 1

Продажи автомобильной техники в Российской Федерации, 2019-2021 гг.                                                                  тыс. ед.

Категория

транспортных

средств

2019 год

2020 год

2021 год

 

Всего

ОАР

Доля ОАР

Всего

ОАР

Доля ОАР

Всего

ОАР

Доля ОАР

Легковые

автомобили

 

1567,7

 

801,4

 

51,1%

 

1433,9

 

730,2

 

50,9%

 

1483,4

 

715,8

 

48,2%

Легкие комм.

автомобили*

 

118,3

 

94,3

 

79,7%

 

111,2

 

88,2

 

79,4%

 

142,7

 

108,5

 

76,0%

Грузовые

автомобили**

 

78,8

 

42,2

 

53,5%

 

72,7

 

41,7

 

57,4%

 

100,2

 

53,2

 

53,1%

 

Автобусы***

 

14,0

 

11,4

 

85,1%

 

13,3

 

11,9

 

89,1%

 

15,7

 

14,2

 

90,4%

 

Итого

 

1778,8

 

949,8

 

53,4%

 

1631,1

 

872,0

 

53,5%

 

1742,0

 

891,7

 

51,2%

*) легкие грузовые автомобили полной массой менее 3,5т и микроавтобусы

**) исключая легкие грузовики

***) исключая микроавтобусы

 Положительные сдвиги на рынке в 2021 году были обеспечены предваряющими успехами автопроизводителей в условиях преодоления пандемической ситуации. Рост производства, по отношению к соответствующим периодам 2020 года,  начался уже с января 2021 года (+1,1%) и достиг максимальной динамики к концу первого полугодия (+43%), после чего темп роста стал замедляться до общего значения +9,1% по итогам 2021 года при совокупном объеме производства 1,57 млн. автомобилей. Наиболее высокий рост зафиксирован в производстве грузовых автомобилей (+32,3%) и легких коммерческих автомобилей (+19,6%). Это единственные две категории транспортных средств, у которых отмечен рост производства также и по отношению к 2019 году (при общем отставании на 8,9%). Объемы производства автомобильной техники в России в 2019-2021 гг. в распределении по категориям и с указанием соотношения итогов 2021 года с показателями 2020 и 2019 годов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Производство автомобильной техники в Российской Федерации 2019-2021 гг.

 единиц

Категория

транспортных

средств

 

2019 год

 

2020 год

 

2021 год

Изменение

2021 /2019

Изменение

2021 /2020

Легковые автомобили

 

1 523 607

 

1 260 518

 

1 352 740

 

-11,2%

 

+7,3%

Легкие комм. автомобили

 

122 749

 

109 468

 

130 936

 

+6,7%

 

+19,6%

Грузовые автомобили

 

58 891

 

52 103

 

68 937

 

+17,1%

 

+32,3%

 

Автобусы

 

13 869

 

13 462

 

13 704

 

-1,2%

 

+1,8%

 

Итого

 

1 720 116

 

1 435 551

 

1 566 317

 

-8,9%

 

+9,1%

 На основе итоговых показателей 2021 года нами была проведена оценка перспектив развития российского автомобильного рынка в 2022 году с учетом неопределенного характера и длительности негативного влияния на рынок таких глобальных факторов, как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и энергии. Соответственно, мы предсказывали рост российского рынка новых автомобилей в 2022 году на 3-5% до 1,79-1,83 млн. единиц. Мы прогнозировали также рост производства автомобилей в России в 2022 году на 8-9% с приближением к уровню 2019 года (1,72 млн. ед.) и превышением в 2023 году исторического максимума 2018 года (1,77 млн. ед.).

 Однако, резкое обострение международной обстановки в феврале 2022 года в связи с ситуацией на Украине и введение санкций против России привели к коренному изменению картины российского автомобильного рынка. Отмеченный за первые два месяца 2022 года рост рынка сменился общим спадом на 37,8% в марте и на 19,2% по итогам первого квартала. Наиболее сильное снижение в марте испытал рынок в сегменте легковых автомобилей (-41,8%), менее всего пострадал рынок грузовиков (-3,3%), совсем не пострадал и даже вырос на 52,4% рынок автобусов. Объемы продаж автомобильной техники в России в марте и за первый квартал 2022 года в сопоставлении с теми же периодами 2021 года показаны в таблице 3.

 Таблица 3

Продажи новой автомобильной техники в Российской Федерации   в марте и первом квартале 2022/2021 гг.

единиц

Категория

транспортных

средств

 

Март 2022 год

 

Март 2021 год

Январь-март

2022 год

Январь-март  2021 год

Изменение

март 2022/ март 2021

Изменение

01-03.2022/ 01-03.2021

Легковые автомобили

 

78 748

 

135 395

 

262 058

 

341 298

 

-41,8%

 

-23.2%

Легкие комм. автомобили*

 

9 364

 

11 751

 

28 077

 

28 444

 

-20,3%

 

-1.3%

Грузовые автомобили**

 

7 446

 

7 701

 

22 082

 

18 685

 

-3,3%

 

+18,2%

 

Автобусы***

 

1 396

 

916

 

3 939

 

2 616

 

+52,4%

 

+50,6%

 

Итого

 

96 954

 

155 763

 

316 156

 

391 043

 

-37.8%

 

-19,2%

 

Принимая за базу совокупный мартовский объем продаж автомобильной техники 96,9 тыс. ед., оцениваем ожидаемый объем рынка в 2022 году как 1,16 млн. автомобилей, что на 33,3% ниже годового показателя 2021 года. По прогнозу аналитической компании АСМ-холдинг, продажи в России легковых автомобилей в 2022 году могут сократиться на 40%; продажи легких коммерческих автомобилей сократятся на 35%, грузовых автомобилей – на 30%, а автобусов (наименее зависимых от поставки иностранных комплектующих) – не более чем на 10%. Такая оценка находится в одном ключе с ожиданиями аналитической группы GlobalData компании LMC Automotive, которая урезала свой прогноз европейского рынка легких автомобилей в период 2022-2024 гг. на 2 млн. ед. в год, а также предсказала резкое сокращение в этот период, до 1 млн. ед. в год, рынка России. Аналитики LMC ожидают дальнейшего закрытия в России автомобильных производств перед лицом продолжающегося разрыва цепочек поставок и сильного сокращения спроса, отмечая при этом, что исход во многом будет зависеть от хода развития украинского кризиса в остающейся части года и от его экономических последствий.

 Полагаем, что в условиях существующей неопределенности ни один прогноз развития российского автомобильного рынка на ближайшую перспективу нельзя признать достаточно надежным. Реальный результат будет определяться действенностью вырабатываемых сейчас правительством мер поддержки отечественной промышленности в целом и автомобильной отрасли в частности в условиях действия зарубежных санкций.