Мировое производство и продажи автомобильной техники

В рамках деловой программы Женевского автосалона, 2 марта 2016 г. была проведена пресс-конференция , в ходе которой президент OICA  Ким Ён Гын и  генеральный секретарь  Ив ван дер Страатен представили    доклад об итогах мирового производства и продажи автомобилей в 2015 году. 

 `

Комментарии к презентации

Первый ясный вывод, который можно сделать из диаграммы мировых итогов за 2005-2015 гг., заключается в том, что автомобильная промышленность в глобальном масштабе продолжает успешно развиваться. В 2015 году было произведено около 90,6 млн. автомобилей, почти на 1% больше, чем в 2014 году, и более 89 млн. автомобилей было продано, с ростом на 1,4% по сравнению с 2014 годом.

 Из диаграммы также видно, что кризис 2008-2009 гг. был непродолжительным явлением и что  общий тренд с 2005 года является исключительно позитивным, показав темп роста продаж за 10 лет на 35%. Нетрудно заметить, что 2009 год оказался выпадающим из общего тренда еще и потому, что показатели мировых продаж тогда превысили цифры мирового производства, причиной чего была распродажа складских запасов, накопленных в 2008 году.

 В Европе (ЕС28+ЕАСТ) показатели автомобильного сектора приближаются, наконец, к докризисному уровню – особенно, в области производства, хотя объем производства в 2015 году все еще несколько отстает от уровня 2005 года. Как положительный знак, рассматривается выход на более привычную отметку около 18 млн. автомобилей. Что касается продаж, восстановление рынка ускоряется. В 2015 году продажи по-прежнему оставались намного ниже докризисного уровня около 18 млн. автомобилей. Однако тренд является очень позитивным, даже если для возврата европейских продаж к уровню 18 млн. потребуется некоторое время. С другой стороны, сохраняющаяся на протяжении последних нескольких лет существенная разница между объемами производства и продаж свидетельствует об успешной экспортной активности.

 В других странах Европы (не входящих в ЕС) отмечен спад – как в производстве, так и в продажах. В этом регионе наблюдался мощный рост после кризиса, однако последние три года тренд является явно негативным. Продажи в 2015 году отстают здесь от уровня 2005 года более чем на 10%, хотя производство выросло на 24%. Следует заметить, что эти цифры относятся к региону в целом, и их негативный характер во многом определяется ситуацией в России – крупнейшем рынке этого региона. В силу макроэкономических причин российский рынок обвалился в 2015 году на 45% (по данным новых регистраций, источник АСМ-холдинг), а производство сократилось на 27%.

 В регионе Азии и Ближнего Востока, после многих лет чрезвычайно сильного роста, показатели становятся более умеренными. В 2015 году производство и продажи здесь увеличились на 0,8% и 1,9% соответственно. Долгосрочный тренд, однако, остается очень впечатляющим. За последние 10 лет производство в этом регионе выросло на 83%, а продажи более чем удвоились. По показателям производства и продаж автомобилей, на этот регион приходится около 50% мировых объемов.

 При рассмотрении ряда главных рынков азиатского региона бросается в глаза, что китайские показатели темпов роста производства и продаж опустились в 2014 году на самый низкий уровень. Тем не менее, несмотря на некоторые мрачные предсказания, китайский автомобильный рынок в 2015 году продолжил свой рост и, согласно самым последним данным, продолжает расти и в 2016 году. Китай, вне сомнений, остается мировым рынком номер один, и есть все основания полагать, что таковым он и останется.

 Индийский рынок, обнаруживший некоторые признаки ослабления в 2014 году, уверенно восстанавливается, показав в 2015 году рост продаж и производства на 8% и 7% соответственно.

 В Японии, где показатели 2014 года превзошли все ожидания, рынок резко сократился в 2015 году на 9%, отражая слабость японской экономики и вялый потребительский спрос.

 Показатели Южной Кореи, после достаточно успешного 2014 года, были весьма обнадеживающими и в 2015 году.

 Северная Америка (зона NAFTA) продолжала показывать в 2015 году весьма сильные результаты. Производство в регионе постоянно растет и уже с 2014 года значительно превышает уровень 2005 года. Продажи в 2015 году продолжали расти и тоже превысили уровень 2005 года. На всех трех рынках региона наблюдаются позитивные тренды (за исключением производства в Канаде).

 В США продажи в 2015 году выросли на 6%, а в Мексике отмечен всплеск продаж на 19%. В Канаде продажи увеличились на более скромную величину 3%, но производство сократилось на 5%. Показатели продаж в США установили новый рекорд, достигнув 17,8 млн. автомобилей, из которых почти 17,4 млн. машин составили легкие автомобили (легковые автомобили и легкие грузовики).

 В Центральной и Южной Америке, после нескольких лет устойчивого роста, в 2015 году подтвердился и даже ускорился спад, начавшийся в 2014 году. Продажи сократились почти на 20%, а производство упало на 21%. Долгосрочный тренд с 2005 года все еще остается весьма позитивным для продаж, с отмеченным за 10 лет ростом почти на 45%, однако за последние два года он вновь пошел вниз, при этом показатели производства вернулись сейчас практически к уровню 2005 года.

 Бразильский рынок, 5-й по величине в мире,  после ряда лет роста сократился на 7% в 2014 году, а в 2015 году упал на 27% - главным образом, вследствие замедления экономического роста. Производство в 2015 году также резко упало на 23% (после 15% снижения в 2014 году). Дальнейшее развитие ситуации остается неопределенным.

 На Африканском континенте автомобильное производство продолжило устойчивый рост с выходом новых заводов на проектную мощность. Цифры в мировом масштабе остаются скромными, но тенденция наблюдается достаточно интересная. При непрерывном росте производства, продажи в 2015 году тем не менее сократились после предшествующих пяти лет роста. Основными причинами этого стали замедление южноафриканского рынка и политическая нестабильность в ряде стран Центральной Африки.

 При рассмотрении отдельных стран региона обращает на себя внимание резкий рост производства в Марокко, где на полную мощность работают сейчас два завода Renault. Продолжается также рост производства в Южной Африке, где годовой объем выпуска превысил 600 000 автомобилей, несмотря на начавшееся в 2014 году снижение продаж в условиях экономического спада.

 Парк автомобилей в мире, по последним доступным данным за 2014 год, превысил 1,2 млрд. ед., с ростом на 4,1% по отношению к 2013 году. Рост мирового и региональных автопарков определяет динамику автомобилизации, показателем которой является количество автомобилей на 1 тыс. человек населения. За период от 2005 года по 2014 год средний мировой показатель увеличился от 144 до 180, с ростом на 25%. Величина и рост этого показателя имеют большие различия на развитых и развивающихся рынках. Наиболее высокий темп роста +123% отмечен в Азиатском регионе (без Японии и Южной Кореи), а самый низкий (+4%) – в Северной Америке. В регионе России/Турции/других стран Европы показатель насыщенности автомобилями увеличился за наблюдаемый период на 57% до 277, а конкретно в России он вырос на 61% до 354 автомобилей на 1 тыс. жителей.

                                             перевел с английского языка и обработал Юрий Кравцов