Новости

 с 1 июня 2018 г. новый президент  ПАО "АВТОВАЗ"

  Ив Каракатзанис.

Поздравляем господина Каракатзаниса

с вступлением на пост президента АВТОВАЗа.

.

.

.

Выступление Президента OICA Маттиаса Виссмана на пресс-конференции OICA в Женеве 7 марта 2018 г.

Виссман:  Мировой автомобильный рынок продолжает расти

 Президент OICA высказывается в пользу доступности рынков. Необходим новый баланс между экологической и индустриальной политикой

Дамы и господа, тепло приветствую вас на пресс-конференции OICA здесь, на Женевском международном автосалоне. Прежде чем приступить к текущим темам, позвольте мне представить OICA и ее деятельность. OICA – Международная организация производителей автомобилей – объединяет 39 членов, разбросанных по всем континентам. Все члены – это отраслевые ассоциации, включая Европейскую ассоциацию автопроизводителей (ACEA). Все крупные автопроизводители из Европы, России, США, Китая, Кореи, Японии и Индии (ограничимся всего лишь несколькими примерами) представлены в OICA их национальными организациями.

OICA выполняет следующие задачи:

 Гармонизация  определенных технических правил на уровне ООН;

  • Подготовка мировых статистических данных об автомобильной промышленности (производство, продажи, парк);
  • Координация календаря международных автомобильных выставок в Выставочном комитете. Это – выставки, аккредитованные OICA (например, IAA во Франкфурте или NAIAS в Детройте);
  • Конечно, самой важной задачей является обобщение и выражение интересов автомобильной промышленности в мировом масштабе.

 Мировая экономика растет, но риски остаются

В прошлом году экономический рост ускорился по всему земному шару. Несмотря на политическую неопределенность и экономические риски во многих странах, начало 2018 года охарактеризовалось видимым продвижением на широком фронте. Это заметно по темпам роста как в развитых, так и в развивающихся экономиках. Экономика США продолжает свой подъем, а в Японии наблюдается самый продолжительный период роста, насчитывающий более десяти лет. Европа также восстанавливается. Рынки рабочей силы в главных экономических зонах демонстрируют уверенный рост. Эта полоса активного подъема поддерживается экспансионистской монетарной политикой, проводимой многими центральными банками в течение нескольких лет. Развивающиеся экономики также показывают позитивные сдвиги. Продолжается рост китайской экономики, а Индии удается сохранять быстрый темп восстановления, достигнутый в прошлом году. Рецессия достигла нижнего предела в Бразилии и России, которые вошли в фазу оживления и вернулись в зону роста пропорционально повышению цен на сырье.

 Именно на этом фоне и следует рассматривать развитие ситуации на автомобильных рынках. Самые последние статистические данные OICA ясно указывают на то, что мировая автомобильная промышленность по-прежнему находится на пути роста. Мировой автомобильный рынок увеличился восьмой год подряд. В 2017 году он прибавил 3 процента и достиг 96,8 млн. автомобилей. Эта цифра включает в себя легковые автомобили, коммерческие автомобили и автобусы. Мировое производство показало аналогичный тренд (+2 процента). По нашим оценкам, развитие в этом направлении будет продолжаться.

 В 2018 году мы ожидаем дальнейшего мирового роста, но с несколько замедленной динамикой. Согласно нашему прогнозу, мировой автомобильный рынок увеличится примерно на 1 процент, достигнув почти 98 млн. единиц. При этом один лишь рынок легковых автомобилей также прибавит около 1 процента и достигнет в 2018 году 86 млн. новых машин. Рассмотрение ситуации в отдельных регионах обнаруживает ряд различных сценариев развития.

  • Зона NAFTA несколько «расслабилась» после семи лет роста. Производство и продажи немного снизились по отношению к очень высокому уровню 2016 года.
  • Южная Америка оживляется, хотя объемы производства и продаж все еще намного отстают от прежних показателей. Однако рынки изменились к лучшему.
  • В Европе позитивное развитие последних лет продолжилось. В 2017 году и производство, и продажи достигли наивысших отметок после 2007 года.
  • Азия продолжает свою историю роста. С 2005 года производство и продажи более чем удвоились, и в прошлом году этот тренд остался непоколебимым.
  • Африканский автомобильный рынок все еще имеет очень небольшой объем и, соответственно, подвержен более сильным колебаниям. Производство в Африке росло восьмой год подряд, начиная с низкой базы.

 Прямые инвестиции и свободная торговля следуют вместе

Эта тема адресует меня к торговым вопросам, которые для OICA сегодня намного важнее, чем были в прошлом. Международная конкуренция между автопроизводителями очень сильна, однако они по-прежнему объединяются под глобальным «зонтиком» OICA, поскольку автомобильная промышленность является одним из ключевых секторов экономики во всем мире. Это относится в равной степени ко многим промышленно развитым странам и ко многим развивающимся странам. Экономический рост, занятость населения и его благосостояние всегда тесно привязаны к росту автомобильных рынков и производства.

 Нет в мире такой страны, которая могла бы полностью удовлетворить многочисленные и многообразные запросы своих граждан на автомобили за счет собственного производства. И конечно, каждая страна, имеющая собственное автомобильное производство, стремится не только обеспечить потребности своего внутреннего рынка, но и увеличить экспортные поставки автомобилей и компонентов. По этой причине свободный доступ на рынок и устранение торговых барьеров имеют столь большое значение для всемирного роста, занятости и экономического процветания.

 Практика показывает, что на всех рынках, в какой части света они бы ни находились, стабильные прямые инвестиции и свободная торговля гармонично сочетаются, как две стороны одной и той же монеты устойчивой экономической активности. Независимо от того, говорим ли мы о Северной или Южной Америке, Европе или Азии, организация местного производства имеет смысл в среднесрочной или долгосрочной перспективе только в том случае, если не урезаются экспортные возможности. Это относится также и ко всей цепочке создания стоимости: каждая эффективная автомобильная экономика нуждается во всемирной системе поставщиков. Поэтому OICA всегда выступала и выступает в поддержку доступности рынков.

 Все производители сегодня имеют в высшей степени взаимосвязанные многонациональные стоимостные цепочки, ведущие прямо до конечного продукта. Около 75 процентов добавленной стоимости автомобиля генерируется поставщиками – из многих стран и через несколько этапов потока поставки. Поэтому мы должны делать всё зависящее от нас, чтобы устранить существующие торговые барьеры и избежать возведения новых. Мы призываем к тому, чтобы границы стали еще более открытыми. В долгосрочной перспективе эффективное коммерческое производство будет возможным только в том случае, если можно будет эффективно использовать глобальные цепочки создания стоимости.

 Всё это дает преимущества как работникам предприятий, так и покупателям, которые хотят иметь самые современные продукты высокого качества по привлекательным ценам, к тому же приобрести их благодаря международному разделению труда. Поскольку мы желаем дальнейшего роста экономики и занятости во всем мире, мы поддерживаем свободную торговлю и доступные рынки. Необходимость этого призыва в пользу свободной торговли наглядно иллюстрирует тот факт, что в настоящее время в ВТО зафиксировано более 2200 случаев нарушения принципов свободной торговли.

Имеется еще один важный момент. OICA работает в направлении всемирной гармонизации технических правил. И делает это OICA с достаточным обоснованием: на мировом автомобильном рынке нет большого смысла в том, чтобы иметь специальные технические требования для каждого отдельного региона. Различия в законодательных стандартах и правилах удорожают продукцию, затрудняют бизнес производителям и не дают никаких преимуществ потребителям. Когда же различные правила рассматриваются как эквивалентные, они могут получить взаимное признание, как это имеет место, например, в случае соглашений о свободной торговле.

Необходимо соблюдать равновесие между экологической и индустриальной политикой

Автомобильная промышленность по всему миру находится в состоянии непрерывного движения. Электрическая мобильность и цифровизация изменяют этот сектор быстрее, чем когда-либо ранее. Все мы – и производители, и поставщики – адаптируемся к этому. Однако речь идет не только о новых технологиях, требующих высокого уровня инвестиций. Речь идет также о нахождении нового баланса между промышленной политикой и экологической политикой – не только в Европе, но и во многих странах. Нет никакого сомнения в том, что OICA подходит к вопросу защиты климата очень серьезно по всему земному шару. Все наши члены упорно работают над дальнейшим снижением потребления топлива и, соответственно, выбросов СО2 новыми автомобилями.

Они вкладывают огромные инвестиции в научные исследования и конструкторские разработки. Сокращение выбросов СО2 является для автомобильной промышленности задачей мирового масштаба – как в Европе, так и в Азии и Америке. Целевые установки по СО2 на 2021 год сильно разнятся от региона к региону. Европейский Союз поставил явно самую вызывающую цель: 95 граммов. Япония имеет задание 105 граммов, Китай – 117 граммов, и США – 119 граммов. Политикам во всем мире следует работать над координированным подходом.

Когда вопрос касается, в частности, законодательного регулирования по СО2, Европе следует принимать во внимание развитие ситуации на других рынках. К сожалению, пока этого не происходит. Даже наоборот: Европейская Комиссия предложила на 2030 год такой целевой ориентир по СО2, который предусматривает снижение выбросов еще на 30 процентов. Кроме того, на 2025 год предложен обязывающий промежуточный показатель,  предписывающий снижение выбросов на 15 процентов. Предложение Евросоюза создает чрезвычайно тяжелые проблемы для автомобильной промышленности. С сегодняшней точки зрения представляется более чем сомнительной возможность достижения этих целевых ориентиров по СО2; это будет находиться в критической зависимости от скорости потребительского восприятия альтернативных силовых установок в грядущие годы и от того, насколько быстро будет обустроена публичная инфраструктура.

Верно, что Европа должна преследовать амбициозные климатические цели. Однако, мы озабочены тем, что Евросоюз не обсуждает и не координирует законодательные требования на срок до конца следующего десятилетия с другими регионами мира. Люди во всем мире имеют схожие индивидуальные потребности безопасности (и не только в дорожном движении); они имеют столь же схожие интересы в сохранении систем поддержки нашей естественной жизни. Поэтому мы считаем целесообразным и необходимым иметь скоординированную на международном уровне стратегию, охватывающую все континенты, по сокращению выбросов СО2. Выбросы СО2 представляют собой глобальную тему – в конце концов, выбросы не останавливаются у национальных границ.

 Следовательно, европейский континент не должен слишком сильно дистанцироваться от других регионов мира, таких как США или Азия. В свою очередь, разве не естественно было бы для США и Азии ожидать занятия такой позиции Евросоюзом? В конце концов, с одной стороны, в ходе международной конкуренции европейская автомобильная промышленность несет гораздо более тяжелое бремя, чем ее конкуренты. А с другой стороны, односторонние требования европейцев для противостояния этому общему глобальному вызову выливаются в неизбежные дополнительные расходы, которые в конечном счете ложатся на плечи простых людей, наших потребителей.

 Внедрение цифровых технологий усиливает дорожную безопасность

OICA имеет ясно выраженную глобальную цель повышения безопасности на всех дорогах – это тоже цель мирового масштаба. Цифровизация, прокладывающая путь к подключаемости и автоматизированному вождению, вносит в решение этой задачи огромный вклад, поскольку причиной 90 процентов ДТП является человеческий фактор, и лишь небольшая их доля связана с техническими отказами. Цифровизация – это подключенное и автоматизированное вождение, поддержка, помощь и предупреждение водителей об опасности. Это мега-тренд, и поэтому это также важный драйвер инноваций. Для решения сопряженных задач компаниям также требуются новые квалификации для их персонала и большее число специалистов по информационным технологиям и программному обеспечению. Много новых сотрудников в этой области было принято на работу за последнее время, и компетентность компаний в этих перспективных технологиях значительно возрастает.

 Конечно, эти новые технологии не будут внедрены мгновенно и повсеместно.  И всё же очевидно, что на развитые рынки – и особенно в городские зоны – цифровизация придет быстрее, чем мы ожидаем. Перед законодателями всего мира стоит сейчас задача начать создавать везде регуляторную базу для широкомасштабного внедрения новых технологий. Это должно координироваться с ходом экономического развития и расширением инфраструктуры. Таким образом, эти технологии постепенно укоренятся по всему земному шару. И что особенно важно – на благо людям. Коль скоро мы хотим улучшить дорожную безопасность повсеместно, мы должны подготовить путь для цифровизации во всем мире.

 Резюме

Дамы и господа, позвольте мне подвести итог. Мы принесли вам хорошие новости к началу «автомобильной весны»:

Автомобильная промышленность остается растущим сектором экономикиМировой автомобильный рынок продолжает расти;

Производство легковых и коммерческих автомобилей увеличивается.

 В настоящее время мы видим много политической неопределенности во многих странах мира. В то же время, мировая автомобильная промышленность стоит перед лицом гигантских технологических вызовов, таких как защита климата, электрическая мобильность и цифровизация. Нам нужен разумный баланс между защитой климата и экономическим развитием и занятостью.

 В некоторых странах автомобильная промышленность вынуждена совладать с огромным числом торговых ограничений. Мы должны сократить протекционизм и неопределенности планирования, потому что они необоснованно делают индивидуальную мобильность людей более дорогостоящей.

 Мы ожидаем усиления конкуренции во всем мире. В цепочках создания автомобильной стоимости появляются новые игроки с новыми поставщиками и новыми провайдерами других услуг мобильности. Запросы и требования к мобильности будущего меняются, они становятся более дифференцированными, чем были обычно.

 Тем не менее, мы уверены, что автомобильная промышленность справится с этими вызовами благодаря ее огромной тяге к инновациям и ее выдающимся работникам.

 Однако, разработчикам политики также следует предпринять действия: они должны установить новый баланс между промышленной и климатической политикой. Экологические цели и целевые ориентиры экономического роста должны получить равный приоритет и выполняться на мировом уровне. А политикам во всех странах, представленных в OICA, надлежит руководствоваться пониманием того, что доступные рынки и свободная торговля являются существенным условием для экономического роста и занятости.

 

Перевод с английского – Ю. Кравцов